Дата открытия: 20 марта 1937 года. Архитекторы: К. Н. и Ю. Н. Яковлевы.

Испытания моста метро

На строительстве Арбатского радиуса второй очереди метро вчера состоялись испытания вновь выстроенного моста через Москва-реку.

В 16 часов 30 минут на пролеты эстакады одновременно взошли два поезда и через 15 минут вступили на мост. В вагоны поездов были погружены чугунные чушки.

Мост испытывался с максимальной нагрузкой. Были установлены десятки измерительных приборов. Испытание, продолжавшееся несколько часов, дало прекрасные результаты.

Правда. 28.11.1936. № 327.

Испытания моста метро 27 ноября 1936 г.

На Метромосту установлены огромные металлические вазы весом каждая в 7,5 тонны. Вазы изготовлены Каслинским заводом художественного литья. На фото: момент подъема вазы на мост. Фото С. Вейнберга и А. Чепрунова.

Вечерняя Москва. 10.12.1936

Обкатка для испытания контррельса 8 января 1937 г. Метростроевцы 11-й дистанции приветствуют поезд.

Рабочая Москва. 10.01.1937

Опробование метромоста на новом участке Арбатского радиуса метрополитена 7 февраля 1937 г.

(Фото: Вдовенко // Известия. 08.02.1937)

Пробные поездки на новом участке метро

Вчера в присутствии правительственной комиссии и руководящих работников метростроя и метрополитена на новом участке Арбатского радиуса метро состоялись пробные поездки. В 3 часа дня от станции Смоленская отошел опытный поезд, в составе которого находился вагон-путеизмеритель. Двигаясь со скоростью 20—30 километров в час, поезд через несколько минут остановился у станции Киевская. Во время перового рейса было проверено, как поезд трогается с места на подъемах и кривых. В дальнейшем, при следующих рейсах поезд шел со скоростью 40—45 километров в час. Проверялись видимость сигналов, работа автоблокировки, состояние пути, ход поезда на кривых. В заключение поезд был пущен со скоростью до 55 километров в час и остановлен автоматически. Таким образом, была испытана работа автостопа.

Правда. 18.02.1937. № 48.

Метромост

Опытная эксплоатация нового участка метро

В ближайшие дни вступит в постоянную эксплоатацию новый участок метрополитена от станции «Смоленская» до Киевского вокзала. Вчера, 5 марта, здесь было проведено пробное движение поездов. Поезда, вышедшие из Сокольников, на 30 секунд останавливались на станции «Смоленская», а затем уже без пассажиров следовали до станции «Киевская». Через 3 минуты они возвращались обратно к Смоленской площади. Днем поезда курсировали на новом участке от 12 до 15 часов.

По новому графику, рассчитанному на движение составов до станции «Киевская», поезда работают с 1 марта.

Известия. 06.03.1937. № 57.

Метромост

Архитекторы Н. и Ю. Яковлевы (авторы проекта метромоста)

В СЕНТЯБРЕ прошлого года на левом берегу, Москва реки невдалеке от Бородинского моста, был вынут первый кубометр земли. Этим было положено начало строительству моста метро через Москва реку.

При создании архитектурного проекта моста нами руководила одна мысль сделать наше сооружение красивым, монументальным и мощным сделать его таким, чтобы оно было достойно нашей столицы, перестраиваемой по генеральному сталинскому плану.

Мы задумали однопролетный арочный мост длиною в 150 метров. На верхней проезжей части моста — две пары путей для поездов в метро. По бокам тротуары, огороженные с обеих сторон решетками. На каждой стороне моста установлено по 10 парных фонарей на металлических колоннах, отлитых каслинскими мастерами чугунного литья (Урал). Эти же мастера сделали огромные чугунные вазы, установленные на парапетах моста, и другие металлические украшения нашего сооружения.

Впоследствии на устоях моста будут воздвигнуты большие скульптурные группы, над которыми работает сейчас скульптор заслуженный деятель искусств Манизер.

К мосту с обеих сторон ведут эстакады длиною в 430 метров. Таким образом, поезда метро будут проходить по открытому участку общим протяжением в 580 метров и эстакады, и устои моста облицованы красивым серым гранитом.

Объем работ на строительстве огромен. Здесь было вынуто 53000 кубометров земли и уложено 43000 кубометров железобетона.

Особой похвалы заслуживают темпы, которые взял стахановский коллектив строителей метромоста. Огромное сооружение с металлическими фермами гранитными устоями и чугунной отделкой было построено за 14 месяцев и 7 дней.

Для того чтобы мост устойчиво, твердо стоял на обоих берегах, пришлось делать для него основание глубиною в 16 метров. Для этого строители соорудили два огромных кессона площадью в 700 квадратных метров каждый.

Проделана большая, чрезвычайно сложная работа. В этой работе весь коллектив строителей шел нога в ногу, равняясь по передовикам, по застрельщикам социалистического соревнования. Общая работа общий успех зависели от работы каждого отдельного участка. В этом общем, хорошем, боевом ритме работы — секрет успехов строителей метро моста.

По новому графику, рассчитанному на движение составов до станции «Киевская», поезда работают с 1 марта.

Вечерняя Москва. 21.03.1937. № 65.

Эстакада метромоста

Сегодня новый участок метро вступает в строй. Метромост

Архитекторы: К. Яковлев. Ю. Яковлев.

За станцией «Смоленская» в 150 метрах от берега Москва-реки поезд метро выходит на поверхность. Он проносится пo эстакаде, над набережной, мчится по металлическому мосту через Москва-реку и уже на другом берегу реки по эстакаде снова уходит в подземный тоннель.

Метромост — первый мост новой, реконструируемой Москвы — уже готов. Строить его было нелегко. Ведь это был мост не только над рекой, но и над набережной. Надо было об’единить в одно архитектурное целое все части сооружения: эстакаду, подпорные стенки, рампу.

Летом 1935 года была составлена инженерная схема метромоста. Начался конкурс на лучшее архитектурное оформление. В нем приняли участие пять московских архитектурных мастерских.

Наш проект был признан лучшим. На его основе мы начали разработку архитектурного оформления. Мы решили украсить мост скульптурными группами. Таких групп будет четыре. Тема их — пафос строительства. Каменотесы, любовно обрабатывающие гранит, плотники и слесаря, землекопы и маркшейдеры — образы замечательных людей эпохи.

Над проектом мы работали очень энергично.

В день утверждения проекта мы собрались в Наркомтяжпроме. Председательствовал товарищ Орджоникидзе. Тут же рядом с ним сидели тт. Хрущев и Булганин. Мы показали товарищу Серго проект, чертежи. Улыбаясь, он сказал:

— Красивый будет мост!

На этом же заседании кто-то высказал, мысль, что подпорные стены следовало бы (очевидно в целях экономии!) облицевать не настоящим гранитом, а искусственным. Услышав эти слова, тов. Хрущев решительно запротестовал.

Его горячо поддержал товарищ Орджоникидзе. Он обратил наше внимание на проезжую часть набережной. Он сказал, что дорог каждый метр набережной, позволяющий расширить проезд для транспорта под мостом. Это замечание мы реализовали. Инженеры-проектировщики Антонов и Поликарпов переконструировали в связи с этим проезжую часть эстакады. Вместо предварительно запроектированных трех опор с пролетами по 15 метров были сделаны 2 опоры с пролетами по 20 метров.

…Не за горами время, когда прилегающие к метромосту места превратятся в красивейший район столицы. И метромост будет достойным его украшением.

Рабочая Москва. 21.03.1937. № 65.

Метромост. Вид сверху.

Метромост. На заднем плане: строящееся здание СЭВ (теперь — Мэрия), высотка на Кудринской площади.

Фото июля 2002 г.