Слово к читателю

Московскому ордена Ленина метрополитену имени В. И. Ленина — 50 лет. Встречая этот славный юбилей, подводя итоги свершенного и сосредоточивая внимание на будущем, метрополитеновцы с чувством гордости вспоминают о пройденном пути.

В 1935 году к достопримечательностям нашей столицы добавилась еще одна — метрополитен, который не только решил одну из острейших проблем многомиллионного города — проблему общественного городского транспорта, но и стал достойным памятником эпохи. Строительство и ввод в эксплуатацию его первой очереди явились значительным событием в жизни нашей страны, свидетельством успешного осуществления курса Коммунистической партии на индустриализацию, показателем зрелости отечественной инженерной мысли.

Развитие метрополитена говорит об огромной заботе партии и правительства об улучшении транспортного обслуживания москвичей и гостей столицы.

Сейчас никто не может представить себе столицу без метро. Его линии связали районы новостроек с центром, и, поскольку за 30-40 минут можно проехать весь город из конца в конец, устарело само понятие — окраина. Теперь, если житель получает новую квартиру, его прежде всего интересует — имеется ли вблизи дома станция метро.

Нельзя забывать, что первая очередь подземной столичной магистрали была построена в рекордно короткие сроки. Несмотря на отсутствие опыта работы такого транспортного предприятия, его эксплуатация с самого начала проводилась на высоком уровне.

Большую роль метрополитен столицы сыграл в годы Великой Отечественной войны. Многие его работники ушли на защиту Родины, а он продолжал бесперебойно действовать не только как транспортное предприятие, но и как убежище для населения во время налетов вражеской авиации.

Московское метро сегодня — это сложное многоотраслевое транспортное предприятие с новейшей техникой, обслуживаемое работниками высокой квалификации, которые сохраняют и умножают свои трудовые традиции.

На метрополитене нет служб главных или второстепенных. Здесь от труда машиниста поезда или машиниста эскалатора, монтера пути или монтера электроподстанции, от любого работника зависит четкость и надежность работы всего метрополитена.

Если в начале эксплуатации удельный вес метрополитена в общегородских перевозках составлял всего 2 процента, то теперь он перевозит около половины всех пассажиров, пользующихся городским транспортом, что составляет более 7 млн. человек в сутки. Сеть метрополитена возросла за эти годы более чем в 18 раз.

В настоящее время по объему перевозочной работы, интенсивности движения и пассажиронапряженности столичное метро значительно превзошло метрополитены крупнейших городов мира.

Коллектив Московского метрополитена постоянно оказывает братскую помощь другим городам Советского Союза и социалистических стран в подготовке кадров и передаче опыта.

Двадцатипятитысячный коллектив Московского метрополитена встречает свой юбилей с чувством большой ответственности перед москвичами и гостями столицы за надежность работы, сохранность подземных дворцов, постоянно работает над совершенствованием техники и повышением культуры обслуживания.

Уважаемый читатель!

Эта книга — дополнение к тому, что пассажиры видят на метрополитене. Она познакомит с его основными этапами освоения, становления и развития, с людьми, посвятившими свою жизнь работе на метрополитене — ветеранами и молодежью.

В заключение хочется привести слова Михаила Ивановича Калинина: «…Ни одно сооружение или предприятие общественного значения не пользуется такой популярностью и любовью, как Московский метрополитен. Каждый — будь то москвич или приезжий человек — видит и непосредственно ощущает, сколь велико это благо для него…»

Ю. В. Сенюшкин, начальник Московского метрополитена