Молодо, но не зелено

Для московских метрополитеновцев это уже стало доброй традицией — помогать в предпусковой период работникам подземных железнодорожных магистралей других городов нашей страны. Так было, когда открывали Ленинградский и Киевский метрополитены. Теперь в их помощи нуждался новый метрополитен — Тбилисский.

Слесари ремонтного цеха эскалаторов механического завода Ю. Фокин, В. Лагунин, Н. Трусов, старший электромеханик цеха В. Коновалов, балюстрадчики П. Щед-ров, А. Коляничев, старший электромеханик М. Горяинов за короткий срок проделали большую работу. Они и их товарищи сменили 1500 ступеней эскалаторов, более 1000 м тяговых цепей, выверили и установили три главных вала с аварийным тормозом.

Вместе с опытными работниками трудились молодые москвичи. И это закономерно, потому что во всех замечательных свершениях Страны Советов есть значительная доля самоотверженного труда советской молодежи и ее авангарда — Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи.

Руками комсомольцев строились электростанции, шахты, домны, возводились заводы-гиганты, учебные корпуса.

Строили комсомольцы и первый в стране метрополитен. Десять тысяч юношей и девушек пришли работать на эту грандиозную стройку. И после ее завершения многие остались там работать.

…4-й радиоучасток дистанции связи обслуживал Калужский и Покровский радиусы. Это несколько десятков километров с большим количеством радиоточек. Много времени уходило у связистов на текущие работы по технологическому процессу. А бывали и срочные задания. Так, однажды потребовалось переделать монтаж и устранить недоделки на станциях «Арбатская» и «Смоленская». Туда послали комсомольцев Чайковского, Кадетова, Касю-ру. Они произвели расшивку и перемонтаж на местных усилительных стойках.

Комсомольцы радиоучастка по своей инициативе сделали централизованное включение устройств. Это не только сократило время, но и дало большую экономию электроэнергии. Одно время часто выходили из строя микро-фоны. Комсомольцы вызвались усовершенствовать их. Уже к весне 1966 года они действовали безотказно.

В тот период связь на станциях осуществлялась по одной общей линии, которая подводилась и к динамикам на улице, и к репродукторам внутри вестибюля. Это создавало перегрузку линии, порой объявления, предназначенные для пассажиров, слышны были и на улице. Работники участка распараллелили громкоговорители и тем самым устранили этот недостаток…

…На метрополитен часто приходили письма от пассажиров с благодарностью за культурное обслуживание. И в этом не было ничего удивительного. Отлично трудились комсомольцы и молодежь эскалаторной станции «Смоленская», которая явилась первым комсомолъско-молодежным коллективом и носила звание коммунистической. Девизом коллектива стало: трудиться не жалея сил, оказывать друг другу помощь.

Сделать свой участок образцовым, добиться высокой культуры обслуживания пассажиров, бесперебойной работы машин — вот задачи, которые с первых дней поставили перед собой комсорг 3-й дистанции эскалаторов старший электромеханик Владимир Алтухов, электромеханики и их помощники Алексей Ильичев, Лев Тетерев, Валентина Стаханова, Раиса Поплевина и другие…

…Много лестных слов говорили на механическом заводе о молодых монтажниках, которыми руководил Борис Еремеев. Их называли бригадой дружных, бригадой бережливых, бригадой отличного качества, бригадой учащихся и студентов. И в этом не было никакого преувеличения. Николай Куренков, Павел Заливанов, Рейн Калла, Виктор Салахутдиыов, Анатолий Хохлов работали в ком-сомольско-молодежной бригаде с 1966 года — начала ее создания. Стоило объединить усилия всех монтажников, как значительно повысилась их выработка. Из рук молодых рабочих выходили наиболее ответственные узлы ко-ординатно-расточных станков — центральные панели. И с первых же совместных производственных шагов молодежного коллектива стало правилом: если кто-нибудь из них отсутствует — болен ли, на экзаменационной сессии ли,— каждый старается давать продукцию и за себя и за товарища.

В 1966 году на механическом заводе организовали три комсомольско-молодежные бригады, которые соревновались друг с другом. И они все заслуживали добрых слов…

…В 1967 году в электродепо «Фили» не было человека, который не знал бы бригад комсомольско-молодежного поезда, возглавляемого машинистом I класса Николаем Кораблиным. На их счету много хороших дел, они все находились в первых рядах участников социалистического соревнования за высокие производственные показатели и отличное обслуживание пассажиров. С упорством и энтузиазмом бригады боролись за звание коллектива коммунистического труда и добились своего. Это была их первая большая победа. Она укрепила в каждом веру в свои силы, способность добиться еще лучших результатов в работе. Именно тогда появилось желание участвовать в соревновании за звание «Лучший поезд метрополитена». В те дни вся страна готовилась к XXIII съезду КПСС.

Машинисты и их помощники взяли повышенные социалистические обязательства: водить поезда строго по графику, бесперебойно, экономить электроэнергию на каждом рейсе. И свое слово сдержали. При подведении итогов социалистического соревнования комсомольско-мо-лодежному поезду было присвоено имя XXIII съезда партии.

Трудно завоевать первое место в социалистическом соревновании, но еще труднее удержать его. Поездные бригады Николая Кораблина хорошо знали об этом. Поэтому они ни на миг не ослабляли своих трудовых усилий. Наоборот, наращивали их, совершенствуя свое мастерство вождения поездов. Не случайно, что в течение почти двух лет подряд ни разу не произошло сбоя графика движения поездов или другого нарушения по их вине.

Победа выбирает настойчивых, умелых, достойных!

С большой радостью встретили члены бригады Николая Кораблина решение о присвоении им в 1967 году звания «Лучший поезд метрополитена»…

…В честь 50-летия Советской власти молодые метрополитеновцы Ждановской линии преподнесли всем хороший подарок, создав технический кабинет на станции «Пролетарская». Он был оборудован всеми необходимыми действующими экспонатами. Каждый новый работник, который приходил теперь в службу движения, мог наглядно познакомиться и, что называется, пальцами прощупать все то, что имеется в тоннеле. Здесь есть чему поучиться и опытным работникам. В кабинете можно было увидеть путь и третий рельс с коробом в разрезе, действующую систему сигналов, схему трассы Ждановской линии, платформенный выключатель, все виды взаимодействия с подвижным составом — путевой и поездной автостопы, токоприемник с контактным рельсом и пикетоотметчик, а также действующую стрелочную связь, курбельный аппарат, освещаемые и неосвещаемые стрелочные указатели.

На специальном столе смонтировали действующую модель Ждановской линии. Миниатюрные вагончики могли следовать по всем маршрутам — это обеспечивали 12 стрелочных переводов. По технике безопасности и противопожарной безопасности имелись всевозможные плакаты, стенды, все виды огнетушителей. Тут же собраны все книги, инструкции и правила, вышедшие в свет на метрополитене со дня его открытия. Словом, в кабинете имелось все для лучшего изучения ПТЭ и освоения техники и устройств столичной подземной магистрали.

Все это было сделано под руководством молодого начальника станции «Пролетарская» Г. Агаджанова. Большую помощь оказали начальник радиуса В. Панов, А. Ай-дашев, Т. Лупачева…

В юбилейном году коллективу Московского метрополитена на вечное хранение передали памятное знамя Президиума Верховного Совета РСФСР, Совета Министров РСФСР и ВЦСПС. И в этом немалая заслуга была и молодежи.

1968 год для комсомольцев проходил под знаком достойной трудовой встречи 50-летнего юбилея Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи.

Положительный опыт существовавших уже комсомоль-ско-молодежных коллективов привел к идее — широко внедрять эту форму в работу московского метро. На встрече комсомольского актива с руководителями было принято решение о повсеместном создании комсомольско-мо-лодежных коллективов — бригад, смен, участков, блокпостов и Т. д.

Комсомол метрополитена стал одним из активных участников и пропагандистов Ленинских зачетов. (Это была новая форма работы в комсомольских организациях, созданная по инициативе комсомола Москвы.)

На собраниях каждый член ВЛКСМ брал на себя торжественное обязательство к 100-летию со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Итоги его выполнения подводились в два этапа. Первый был приурочен к празднованию юбилея комсомола.

Проведение Ленинских зачетов способствовало резкому повышению трудовой, общественной, рационализаторской активности молодежи. Достаточно сказать, что только в одном электродепо «Северное» молодые новаторы подали более 30 ценных рационализаторских предложений, внедрение которых позволило метрополитену сэкономить немалые средства и облегчить труд многих людей.

Молодежь каждой службы стремилась достойнейшим образом встретить славный юбилей комсомола.

…Шло заседание комитета ВЛКСМ службы СЦБ и связи. На повестке дня стоял всего лишь один вопрос: как лучше отметить 50-летие Ленинского комсомола? Возникла мысль провести конкурс на лучшего молодого электромеханика СЦБ. Но сразу же возникли проблемы, где и как проводить конкурс. Подобные конкурсы еще ни разу не проводились. Постепенно все начало приобретать конкретную форму и содержание. Было создано жюри, в которое вошли представители комитета ВЛКСМ, штаба «комсомольского прожектора», партбюро, месткома, представители всех пяти дистанций СЦБ. Начальник технической школы П. М. Бородулин предоставил в распоряжение комсомольцев технический кабинет.

Жюри конкурса разработало 17 наиболее характерных повреждений в рельсовых, сигнальных, линейных и авто-стопных цепях автоблокировки, а также систему оценок, которая исключала элементы случайности при определении победителей.

И вот перед столом жюри первый участник конкур-та — Виктор Ефременков, электромеханик блокпоста станции «Таганская» 5-й дистанции СЦБ. Повреждение № 10. Сигналы ПС-5 и ПС-7 горят красными огнями… Четырнадцать минут потребовалось молодому электромеханику, чтобы найти и устранить повреждение в рельсовой цепи. Еще более уверенно выступал Александр Мелков. Оба они, а также О. Татаринов и стали победителями конкурса, им было присвоено звание «Лучший молодой электромеханик СЦБ 1968 года».

Конкурс принес огромную пользу, ибо у каждого его участника появилась потребность постоянно совершенствовать свои знания устройств СЦБ, отшлифовывать умение отыскивать повреждения, возникающие в устройствах, порой очень сложные.

На этом примере хорошо видно, как комсомольцы старались использовать такие формы воспитательно-производственной работы, которые приносили практическую пользу всему коллективу.

И это стремление молодежи — не отрываться от практических задач метрополитена — особенно ярко проявилось в год 50-летия ВЛКСМ…

…В службе движения было начато соревнование за звание «Лучший молодой специалист». Рейды «комсомольского прожектора» особое внимание обращали на санитарное состояние станций, внешний вид работников, на выполнение Правил технической эксплуатации, на недостатки в обслуживании пассажиров.

Комитет комсомола завел книгу Почета службы движения. Первыми в нее были занесены имена Людмилы Прозоровой, Надежды Никулиной, Людмилы Талагаевой, Альберта Айдашева…

Комсомольские организации служб и предприятий метрополитена добились активного участия большинства молодых производственников в социалистическом соревновании за досрочное выполнение заданий пятилетки и обязательств в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина.

В 1968 году комсомольская организация московского метро насчитывала свыше 1300 человек. Из них 1047 — ударники коммунистического труда, 553 подготовили индивидуальные трудовые подарки, 426 повысили свою квалификацию. Внесено 110 рационализаторских предложений по улучшению технологии, механизации и автоматизации производства.

Сотни комсомольцев участвовали в воскресниках и субботниках. Заработанные средства были внесены в фонд помощи Вьетнаму.

Подводя итоги соревнования за достойную встречу 50-летия ВЛКСМ, отраслевой комитет комсомола присвоил пяти поездам комсомольско-молодежных бригад почетное звание «Поезда имени 50-летия ВЛКСМ». Первое место было присуждено бригаде Ю. П. Шубина из электродепо «Калужское». Вторые места заняли бригады Т. М. Шарова (электродепо «Измайлово») и С. Д. Мачинского (депо «Северное»).

11 февраля 1969 года в жизни молодежи Московского метрополитена произошло важное событие. В этот день состоялась первая комсомольская конференция. Молодежь с радостью восприняла известие о создании комитета ВЛКСМ на столичной подземной железнодорожной магистрали. Это позволило объединить все первичные комсомольские организации и сосредоточить их внимание на решении задач, поставленных партией. Одна из них — достойно встретить 100-летие со дня рождения Владимира Ильича Ленина.

К этой знаменательной дате готовился и весь коллектив Московского метрополитена.