1988 год

Выдержали проверку временем

В годы проектирования и строительства 1 очереди Московского метрополитена мне посчастливилось работать в Метропроекте.

В то время в проектировании метро в качестве консультантов принимали участие академики архитектуры И. В. Жолтовский и А. В. Щусев. Этот период работы с выдающимися мастерами советской архитектуры стал прекрасной школой, давшей творческую зарядку на всю мою последующую деятельность. В работе над проектом станиии «Проспект Маркса» (в то время «Охотный ряд») передо мной стояла задача создать подземное сооружение, лишенное черт, присущих подземелью.

Попытки облегчить мощные железобетонные пилоны — устои станции, расположенной глубоко под землей, приставными колоннами или пилястрами приводили к ложному декоративному решению, нарушающему соответствие между опорами и сводом.

После длительной и напряженной работы в поисках правдивого художественного образа станции было найдено решение, при котором несущие пилоны со стороны центрального и боковых залов, непосредственно, как бы обтекаемо переходили в полуколонны, обрамленные каннелюрами. Это позволило сохранить колоннаду, подчеркивало тектонику подземного сооружения и вместе с тем создавало впечатление большей легкости.

Представляется, что эта художественная концепция выдержала проверку временем, так как ее различные трактовки нашли отражение в архитектуре последующих очередей отечественного метростроения (станции «Рижская», «Курская»-кольцевая и др.).

Свод центрального зала для придания ему «воздушности» отделывался профилированными кессонами.

К проектированию были привлечены художники Н. Боров и Г. Замский. Они представили интересные предложения по синтезу — барельефам эскалаторных стен, скульптурным решениям торшеров и монументальным живописным панно на тему, отражающую трудовые подвиги строителей метро.

В короткие сроки нашему коллективу пришлось разработать технический проект и рабочие чертежи сложного комплекса — самой станции, северного и южного подземных распределительных вестибюлей и переходов, реконструкции здания северного наземного вестибюля и его интерьеров.

Хочется отметить работу по проектированию и разработке детальных чертежей, проведенную архитектором И. Л. Кориным и проектировщиками, принимавшими участие в этой сложной и ответственной работе.

Квалифицированных мраморщиков и гранитчиков пришлось разыскивать. Нам помогли в этом академики Жолтовский и Щусев. Однако опытных специалистов было слишком мало в сравнении с грандиозностью предстоящих отделочных работ (на строительстве 1 очереди было уложено до 22000 кв.м мрамора).

Тогда были организованы курсы по подготовке специалистовотделочников из комсомольцев-проходчиков, рабочих и работниц строительства 1 очереди. Не все задуманное и утвержденное удалось осуществить в натуре. Так, из-за отсутствия на мраморном заводе специальных шлифовальных станков, каннелюры колонн станционных залов были заменены гранями. Не были осуществлены и предложения по синтезу — скульптурные и живописные панно и др.

Несмотря на трудности освоения строительства и недостаточный опыт, именно архитектура станций первых очередей строительства Московского метро дает непревзойденное разнообразие творческих приемов объемно-пространственных, композиционных и цветовых решений, объединенных органическим единством и обеспечивающим ансамблевое восприятие всей анфилады подземных пространств. Вот почему, как мне представляется, в архитектуре в общем-то однотипных пространственных структур, какими являются станции метро, недостаточно лишь применение различных пород мрамора, светильников, вентиляционных решеток, указателей и других элементов. В этом можно убедиться на примере многих станций последующих очередей.

Для каждого объекта метро необходима индивидуальность воплощения последних достижения искусства, науки и техники — слагаемых современной архитектуры.

«Метрострой», 1975, 3-4, с.52-53.

Ревковский Юрий Александрович, архитектор. Родился в 1907 г. В 1931 г. окончил архитектурный ф-т Харьковского инженерно-строительного института. По окончании института работал в «Гипрограде» в Харькове. С 19ЗЗ г. По 1939 г. работал в «Метропроекте» в Москве. 1939-1941 гг. — аспирант Академии архитектуры СССР. 1941-1945 гг. — участвовал на фронтах Великой Отечественной войны. С 1945 г. По 1962 г. работал в Академии строительства и архитектуры СССР, с 1962 г. По 1975 г. — в ЦНИИЭП жилища.

Основные произведения:

планировочное проектирование городов Большое Запорожье и Луганск (1931-1932);
планировка поселка при Вятско-Полянском домостроительном комбинате (1941-1945);
жилой дом в Барвихе под Москвой (1945);
жилой комплекс в г. Владимире (1946, совм. С Я. Лихтенбергом);
интерьеры и внутренняя отделка кинотеатров «Таганский» и «Луч» в Москве (1946).

Работы в метро:

станция метро «Проспект Маркса» (ранее «Охотный ряд», 1935, худ.Н. Боров и Г. Залесский);
станция метро «Динамо» (1938, совм.с Я. Лихтенбергом, ск. Е. Янсон-Манизер).

Ряд научных теоретических работ.