1935 год

Люди метро

Первый советский метрополитен построен руками советских рабочих, под руководством советских инженеров и техников. Шестидесятитысячный коллектив рабочих с командным составом в пять тысяч инженеров, техников и десятников работал на строительстве первой очереди метро.

Кто были эти люди? Откуда они пришли на нашу стройку? Что сплачивало этот коллектив в борьбе за первый пролетарский метрополитен?

Наш коллектив создавался не сразу. Он рос и закалялся одновременно с нарастанием темпов строительства.

Порядок вербовки рабочих по индивидуальному найму годился лишь на первом организационно-подготовительном этапе строительства. Крайняя его недостаточность стала совершенно ясной, как только мы перешли к полному развороту работ — в 1933 году.

И здесь нам на помощь пришли партия и наш славный комсомол.

В апреле 1933 года Московский комитет комсомола мобилизовал для нас первую тысячу комсомольцев.

В июне по решению Московского комитета партии на стройку были направлены 2 500 рабочих московских заводов и фабрик.

В сентябре-октябре того же года коллектив Метростроя получил новое колоссальное пополнение в 10 тысяч комсомольцев.

В январе-феврале 1934 года по набору профсоюзов мы получили новое пополнение в 22 тысячи пролетариев с заводов и фабрик красной столицы.

Но не одни городские рабочие строили наш метро. Строили его и колхозники Советской страны.

В апреле 1934 года к нам прибыли из районов Центрально-черноземной области 1 600 квалифицированных забойщиков, бетонщиков, крепильщиков, проходчиков и землекопов. Не остались в стороне и другие области нашего Союза.

Наряду с увеличением рабочего состава рос и инженерно-технический коллектив.

Основной, руководящий состав инженеров и техников метро составляли горняки, путейцы и строители. В огромном большинстве они не только никогда не работали на строительстве метро, но даже не имели о нем достаточно ясного представления.

Еще менее был подготовлен наш рабочий состав: 80 процентов наших рабочих впервые за свою жизнь спускалось в шахту.

Но метро переделывал, воспитывал, квалифицировал людей.

«Коллектив, работающий на Метрострое, представляет большую ценность для Москвы. Это коллектив, воспитанный в борьбе за высокие темпы и качество работы», обстрелянный в бою, «закаленный, умеющий работать не только обычными методами, но работать, как настоящий ударный коллектив социалистической стройки», — так охарактеризовал наших рабочих Лазарь Моисеевич.

В трудных геологических условиях Москвы при исключительной сложности работ выковались прекрасные, смелые руководители — инженеры и техники, выковались настоящие «отличники» — рабочие.

И конечно одного только овладения техникой было бы недостаточно, если бы весь наш коллектив не овладел высоким уровнем политической сознательности, если бы люди в процессе строительства не росли политически.

— Сейчас нет людей вне политики — или за нашу политику, или против нее, — говорил Лазарь Моисеевич.

Люди метро — коллектив метростроевцев — был за нашу политику. Не только в резолюциях, но и делом, повседневной и ежечасной практикой, в упорной борьбе за темпы и качество работ, за лучший в мире метро многотысячная армия метростроевцев доказала, что она крепко сплотилась вокруг нашей партии и ее ЦК.