Метрополитен Вены (Австрия)

Венский метрополитен имеет протяженность 30,4 км с 39 станциями. Ежегодно перевозится 170 млн. пассажиров.

Интересна система диспетчерского управления метрополитеном, которая была введена в эксплуатацию в 1981 г.

На постах централизации для организации автоматического управления движением поездов и контроля за движением используются микропроцессоры. На посту управления станции Карлсплатц с помощью двухпроцессорной вычислительной системы собирается информация о движении поездов со всех постов централизации, которая логически стыкуется с данными графика движения.

Установленные маршруты и места нахождения поездов отображаются на цветных мониторах. Указатели маршрутов следования поездов управляются автоматически. Для достижения оптимального расхода электроэнергии обеспечиваются заданные значения скорости движения.

Наряду с автоматическим управлением движением поездов в случае необходимости можно управлять каждым постом централизации из центральной диспетчерской через систему дистанционного управления. Местные посты централизации соединены с Центральной диспетчерской через две кольцевые линии.

В функции местных постов централизации входит контроль за движением поездов, управление движением, набор и индикация номера поезда, передача информации. Местные посты диспетчерской централизации (ДЦ) оснащены микроЭВМ, которые выполняют логические функции.

Центральная диспетчерская оснащена двухпроцессорной вычислительной системой. В функции центрального поста диспетчерской централизации входит обработка графика движения поездов, сбор информации на мониторах с цветными экранами, управление поездной радиосвязью, указателями маршрутов поездов и др.

Благодаря кольцевому включению постов централизации каждый местный пост получает информацию об общей эксплуатационной обстановке на линии, которая может быть отображена на каждом местном посту. Это позволяет операторам получать информацию об эксплуатационной обстановке за пределами их собственной зоны централизации.

Наряду с автоматическим управлением движением поездов предусмотрено ручное управление, с помощью которого оператор может оказать воздействие на эксплуатационную обстановку. Для этого имеются соответствующие вспомогательные программы ручного управления как в центральной, так и в местных диспетчерских.

Составление и изменение данных с помощью программ ручного управления осуществляется оператором в форме «вопрос-ответ».

Ввод любых данных автоматически протоколируется. Если данные предназначены для местных диспетчерских, то они поступают в программируемые запоминающие устройства.