Метрополитен Глазго (Шотландия)

Метрополитен Глазго (Шотландия)

В 1969 г. было принято решение о реконструкции метрополитена Глазго, построенного в 1896 г. Необходимость реконструкции была вызвана затоплением отдельных станций и участков пути грунтовыми водами и продавливанием грунта через трещины в сводах и стенах тоннелей.

В ноябре 1979 г. после 3-летней реконструкции была вновь открыта кольцевая линия метрополитена протяженностью 10,5 км с 15 станциями. Эта линия связывает два городских железнодорожных вокзала и составляет единую сеть с пригородными железными дорогами и городским наземным транспортом.

Трасса метрополитена проходит в водоносных песчаных грунтах на глубине 7 м. При ее прокладке использовались конструкции и сваи из дерева, которые под воздействием сырости и нагрузки во многих местах разрушились. Поэтому при модернизации на всех 15 станциях деревянные конструкции были заменены на железобетонные, а также была создана современная дренажная система по отводу грунтовых вод.

Согласно плану реконструкции одни станции были расширены и отремонтированы без значительных изменений, другие построены с учетом возросшего пассажиропотока.

Из-за небольшого габарита тоннеля устройства СЦБ и связи выполнены по индивидуальным проектам. Так, в тоннелях с металлическими тюбингами сигналы установлены на зажимных консолях, прикрепленных к ребрам тоннельной обделки. В тоннелях с бетонной обделкой сигнальные консоли прикреплены к ней с помощью специальных устройств.

Метрополитен работает в режиме полного автоматического управления поездами, при котором выбор оптимальной скорости на перегоне осуществляется по сигналам, поступающим из контрольных пунктов, размещенных по всей трассе.

Машинист принимает участие в управлении лишь при отправлении поезда со станции. Трогание поезда после его остановки на перегоне осуществляется автоматически при включении разрешающего показания светофора. В целях повышения безопасности движения предусматривается возможность экстренного автоматического торможения при следовании поезда на запрещающий сигнал светофора.

Для связи машиниста с диспетчерским пунктом, расположенным в депо, используется радиосвязь. Контроль местонахождения поездов осуществляется диспетчером с помощью мнемосхемы, управляемой сигналами, поступающими по рельсовым цепям. На каждой станции установлены телекамеры, которые передают информацию на центральный диспетчерский пункт, контролирующий все 15 станций.

Кроме того, на каждой станции есть отдельная автоматическая телеустановка, позволяющая наблюдать за работой и состоянием различных участков станции: автоматических контрольных пунктов, верхних и нижних гребенок эскалаторов, платформ, вестибюлей и др.