Организация работы станций, служб и дистанций движения

Основной эксплуатационной организацией метрополитена является служба движения, которая осуществляет руководство работой дистанций движения и станциями по обеспечению плана перевозок, безопасности движения поездов и пассажиров.

Являясь хозрасчетным линейным предприятием, находящимся на самостоятельном балансе, служба движения действует как социалистическое государственное производственное предприятие, выполняющее следующие основные задачи:

  • обеспечение выполнения плана перевозок пассажиров, высокой культуры обслуживания, безопасного и беспрепятственного пропуска поездов;
  • внедрение научно-технических новшеств, постоянный поиск в научной организации труда, совершенствовании технологических процессов, автоматизации перевозочных процессов, использовании передовых достижений предприятий и новаторов производства;
  • планирование и организацию работы всех подразделений, постоянную разработку предложений по совершенствованию перевозок с учетом изменений в городском развитии;
  • постоянное развитие и совершенствование различных видов информации, повышение культуры обслуживания пассажиров и обеспечение чистоты и порядка на станциях;
  • совершенствование контроля за расходом материально-технических средств, снижение финансовых затрат, себестоимости перевозок и повышение уровня услуг;
  • обеспечение правильных условий оплаты труда, стимулирующих инициативу рабочих, служащих и ИТР, направленную на улучшение работы.

Службу возглавляет начальник, который руководит управлением службы, дистанциями и другими предприятиями на основе принципов демократии и единоначалия.

На небольших метрополитенах служба движения непосредственно руководит работой станций и всей эксплуатационной работой. На Московском, Ленинградском и некоторых других метрополитенах для руководства линиями и станциями организуются дистанции службы движения. Дистанция, как правило, руководит работой станций одного из направлений и осуществляет:

непосредственное руководство работой станций по выполнению технико-экономических показателей, внедрению передовых методов труда и новых технологических процессов; организацию работы смен в соответствии с графиком дежурств, санитарное содержание станций; контроль за соблюдением работниками Правил технической эксплуатации, инструкций и положений, обеспечивающих безопасную, бесперебойную работу; непосредственное руководство технологическими процессами на станциях, обслуживание пассажиров, контроль за соблюдением работниками инструкций по технике безопасности и пожарной безопасности.

Начальником метрополитена на дистанции службы движения могут быть возложены и другие обязанности.

Основной хозяйственной единицей, раздельным пунктом и предприятием, непосредственно обеспечивающим отправление и высадку пассажиров, является станция.

Станция организует свою работу в соответствии с утвержденным начальником метрополитена технологическим процессом. Основным документом, регламентирующим работу по обеспечению безопасности движения и техники безопасности, является технико-распорядительный акт станций (ТРА), которым определяется порядок действия работников станции в обычных и экстремальных условиях. ТРА станции состоит из следующих разделов:

Раздел 1. Общие сведения о станции. В этом разделе содержатся сведения о прилегающих к станции перегонах и основных средствах сигнализации и связи при движении как в четном, так и в нечетном направлении, о примыканиях подъездных путей, границе станции, о видах и месторасположениях средств связи, подробные сведения о путевом развитии.

Раздел 2. Сведения о приеме и отправлении поездов, которые устанавливают порядок приема и отправления на станцию поездов при запрещающих показаниях сигналов, порядок проверки свободности пути и правильности приготовления маршрутов при нормальных действиях устройств СЦБ и при нарушениях нормального действия этих устройств. В этом разделе регламентированы действия дежурных по станции при проезде внезапно переключившегося на «красный» выходного светофора, при приеме электропоезда и хозяйственного поезда на занятые пути, при наличии поездов, следующих по неправильному пути, и др.

Раздел 3. Содержит сведения по организации маневровой работы, о порядке руководства маневровой работой, производства маневров при исправных и неисправных светофорах, о порядке продвижения поездов по маршрутам и др.

Раздел 4. Техника безопасности. Регламентирует действия работников при производстве маневровой работы, которые обеспечивают личную безопасность.

К техническо-распорядительному акту прикладываются схематический план станций (путевое развитие, план, профиль); местная инструкция о порядке пользования устройствами электрической централизации с таблицей взаимозависимости стрелок, сигналов и маршрутов; схема расстановки составов на ночной отстой; выкопировка их схемы питания и секционирования контактного рельса.

Эксплуатационная работа станции организуется по технологическому процессу (ТПРС), который определяет систему организационно-технических мероприятий по обеспечению четкой работы станций по перевозкам пассажиров. При составлении технологического процесса предусматриваются:

  • рациональная затрата времени на технологические операции, параллельность операций по обработке поездов;
  • четкая регламентация работы обслуживающего персонала, взаимозаменяемость работников;
  • высокая культура обслуживания пассажиров, максимальная механизация производственных процессов;
  • рациональное размещение билетных касс, разменных автоматов, информационных щитов, с тем чтобы обеспечить проход пассажиров без встречных и пересекающихся потоков;
  • организация работы средств связи и информации.

В ТПРС содержатся также производственная и техническая характеристики станции, данные по объему работы и техническому оснащению станции, данные по коммерческой работе, организации обслуживания пассажиропотоков и другие сведения.

Производственная часть работы станции характеризуется:

  • динамикой перевозок по годам, кварталам и месяцам;
  • неравномерностью по дням недели, часам в течение суток, внутри каждого часа;
  • распределением пассажиропотоков по вагонам и направлениям.

Техническая часть работы станции характеризуется:

  • схематическими планами путевого развития, расположением вестибюлей и эскалаторов, корреспонденцией пассажиропотоков во взаимодействии с другими видами транспорта;
  • техническим паспортом станции и наличием средств связи.

График основных видов работ на станции до начала движения поездов может включать следующие операции:

  • передача сообщения дежурного по станции ДНЦ об окончании работ на станции;
  • получение приказа о наличии и порядке выдачи предупреждений и выдачу предупреждений машинистам;
  • подготовка и выдача расписаний поездов;
  • подача предупредительных сигналов в тоннель и сигнала времени;
  • проверка записей в журналах об окончании работ и опробование стрелок и сигналов;
  • отключение короткозамыкателей УКТП и закрытие торцевых дверей;
  • подача второго предупредительного сигнала в тоннель;
  • пропуск локомотивных бригад за поездами, отстаивающимися в тоннелях;
  • выключение дополнительного освещения на 3 мин;
  • проверка готовности технических средств, расстановка штата и доклад о готовности станции к приему и отправлению поездов.

Перед началом движения поезда необходимо провести следующие операции:

  • включить неполное рабочее освещение;
  • дать команду на открытие станции;
  • выключить рабочее освещение в тоннеле после прохода первых поездов;
  • включить полное рабочее освещение станции.

Все эти операции осуществляются дежурным по станции.