Трудности строительства

Сооружение метрополитена должно быть особо выделено из ряда крупных строек Советского союза. Это строительство встретило все трудности, свойственные каждой стройке, — недостаток рабочей силы, материалов, транспорта, новая, еще не освоенная техника, климатические условия.

Но кроме этих трудностей есть специфические (свойственные лишь этого рода сооружениям), ставящие метро особняком, — это опасность работы под землей, в тяжелых условиях, под колоссальным грузом ненадежных пород, под многоэтажными домами, оживленными улицами, с проложенными под ними магистралями канализации, водопровода, газа, электрокабелями и так далее.

Многообразность и сложность естественной структуры грунтов исключают возможность применения какого-нибудь определенного способа работы. В одном забое нередко встречается четыре-пять различных формаций (образований), требующих применения различных методов. Картина пород меняется почти через каждые два-три метра. Вот почему строительство тоннелей в условиях города — скорее искусство, чем наука. И теоретики здесь могут дать только примерные и общие установки.

В любой стране при наличии материалов, бесперебойного транспорта, опытных рабочих и технических кадров освоение такого огромного об’ема работ в течение трех-четырех лет классифицировалось бы (определялось бы) как крупнейшая стройка.

Мобилизация материалов, транспорта, освоение всего объема стройки за один год, при отсутствии опыта и знакомства инженеров и рабочих с этим родом работ, представили бы сверхчеловеческую задачу, и вряд ли за границей даже пытались бы ее разрешить. Собрать все материалы — 700 тысяч тонн песка, 1225 тысяч тонн гравия, 375 тысяч тонн цемента, 685 тысяч кубометров (или 30 979 вагонов) леса и 98 тыс. тонн металла, организовать транспорт для уборки 2311 тысяч кубометров породы, большая часть которой была вынута за последние девять месяцев, в центре такого города, как Москва, — само по себе представляет огромную задачу. Одеть, прокормить и обеспечить жилой площадью семьдесят тысяч рабочих — это вторая задача. Обучить эти десятки тысяч неопытных рабочих, главным образом комсомольцев, превратить их в организованную армию квалифицированных людей, освоивших высокую технику строительства метрополитена, — это третья ответственная и трудная задача.