Дата открытия:
15 мая 1935
Проектные названия:
«Кропоткинские ворота»
Прежние названия:
«Дворец Советов»
Архитекторы станции:
А. Душкин, Я. Лихтенберг
Архитекторы вестибюлей:
С. Кравец, А. Рыжков
Инженеры-конструкторы:
Н. Кабанов

Вестибюль (архитектор С. М. Кравец) расположен в начале Гоголевского бульвара.

В оформлении станционного зала использован светлый мрамор; пол выложен серым и розовым гранитом; своды зала освещены скрытыми в верхней части пилонов светильниками. Со станции есть также выход (архитектор А. К. Рыжков) на ул. Волхонку.

На международных выставках в Париже (1937) и Брюсселе (1958) макет станции отмечен гран-при. В 1941 году присуждена Государственная премия СССР за архитектуру и строительство.


Улица Пречистенка (с 1921 по 1993 год — ул. Кропоткинская). Открытка начала XX века.


Наземный вестибюль. 1935 год.

На карте видно, как пути идут прямо под ул. Остоженкой в сторону ЦПКиО. В 1933-35 годах на улице строительство метро шло открытым способом. В 1935 году в честь первой очереди метрополитена улицу переименовали в Метростроевскую (переименована обратно в 1986 году).


Наземный вестибюль. 30-х годы XX века.

Ходят слухи, что станцию хотят переименовать в «Храм Христа Спасителя». Лучше бы этого не делали. «Станция Библиотека имени Ленина. Следующая станция Храм Христа Спасителя»…


Наземный вестибюль. 50-х годы XX века.


Наземный вестибюль. 1997 г. Раньше, судя по старым фотографиям, свод был со стеклами. В каком году их замуровали и зачем?


Наземный вестибюль. 2000 г.


Второй вход на станцию около Храма Христа Спасителя. 2000 г.


Центральный зал. 50-е годы XX века. Вопреки распространненному мнению, в отделке станции не использованы камни от разрушенного Храма Христа Спасителя (они использовались при строительстве станции «Площадь Свердлова» и гостиницы «Москва»), а применялся уральский мрамор Коэлга.


Центральный зал. 90-е годы XX века.


Фотография из книги «Москва. Историко-архитектурный очерк», Ю. Савицкий, М., издательство Академии архитектуры СССР, 1947 г.


Один из проектов станции архитектора А. Душкина. 1934 г.