1935 год

Рапорт метростроя партии и правительству

Весь коллектив Метростроя — рабочие, инженеры, техники и служащие — с гордостью рапортует партии и правительству, что первая очередь московского метрополитена им. Л. М. КАГАНОВИЧА готова и завтра, с 15 мая c. г., вступает в число действующих предприятий.

В повседневной заботе об улучшении быта трудящихся товарищ СТАЛИН поставил вопрос о постройке в Москве метрополитена.

Июньский пленум ЦК ВКП(б) по докладу Л. М. КАГАНОВИЧА о реконструкции городского хозяйства решил немедленно приступить к строительству первой очереди московского метрополитена.

В настоящий момент это решение, как и все большевистские решения, проведено в жизнь.

Строительство метрополитена осуществлялось впервые в Советском союзе. Естественно, что необходимых опытных кадров метростроителей у нас не было. Условия для выполнения работ представляли с точки зрения гидрогеологической большие трудности. Однако упорное желание всего коллектива строителей во что бы то ни стало победить дало возможность добиться победы под руководством Московского комитета партии, Московского совета и под непосредственным личным руководством товарищей Л. М. КАГАНОВИЧА, Н. С. ХРУЩЕВА и Н. А. БУЛГАНИНА.

За годы стройки выковались опытные, квалифицированные кадры метростроителей.

Освоены новые способы производства работ, необходимые для этого нового строительства, а именно:

метод щитовой проходки,
метод искусственного окаменения грунтов,
метод искусственного водопонижения,
метод замораживания,
кессонный способ и
разработка тоннелей под сжатым воздухом и прочие способы тоннельных работ.

Не только строители, но и промышленность наша имеют также громадные достижения в области строительства самых больших эскалаторов в мире. Освоен новый тип подвижного состава, щиты, аппаратура для сигнализации и блокировки, тюбинги для наклонных ходов и пр.

Всего построено 11,6 километра двухпутных линий метрополитена. Построено 16,5 километра тоннелей, сооружено 13 пассажирских станций, 17 наземных вестибюлей, вынуто грунта 2306 тысяч кубометров, уложено 857 тысяч кубометров бетона, выстроено 4 электротяговых подстанции, 11 понизительных подстанций, смонтировано 15 эскалаторов (движущихсpя лестниц), уложено полированного мрамора 21635 квадратных метров.

На сооружение первой очереди наша страна дала: 88 тысяч тонн металла, 581 тысячу кубометров леса, 296 тысяч тонн цемента, 305 тысяч рулонов изоляционных материалов, 960 тысяч кубометров гравия и бута.

Вынутый грунт и завезенные на стройку материалы составляют 14 миллионов тонн.

Количество рабочих, ИТР и служащих доходило до 75 тысяч человек в мае 1935 года.

Всего затрачено на строительство около 21 миллиона человеко-дней.

Первый пробный поезд московского метрополитена был пущен 15 октября 1934 года на протяжении от Комсомольской площади до Сокольников. Первый поезд по всей трассе первой очереди метрополитена прошел 4 февраля 1935 года. Время от 4 февраля 1935 года до 15 мая 1935 года было затрачено на окончательную отделку станций, окончание электрооборудования и регулирование сигнализации и блокировки, а также на подготовку эксплоатационных кадров и на опытную эксплоатацию.

В конечном итоге проделанной работы мы можем сказать, что московский метрополитен построили с учетом всех достижений мировой техники в области метростроения, а также с учетом тех ошибок, которые были допущены в этом строительстве, вследствие чего он действительно может быть назван лучшим метрополитеном.

Накопленный опыт, созданные кадры квалифицированных метро-строителей, значительный парк строительных механизмов, организованные карьеры по добыче гравия и камня и наличие мощного транспорта дают метростроевцам право сказать, что и новое задание, которое возложено на них партией и правительством, а именно: постройка второй очереди московского метрополитена, строительство которой еще в текущем месяце должно быть начато, будет выполнено не только в срок, но более рационально и дешево ввиду намеченного применения на этой очереди работ высшей степени механизации тоннельного строительства, а именно щитового метода.

Высокие отличия, данные правительством строителям метрополитена, вливают в них еще больше силы для дальнейшей работы по строительству социализма.

Да здравствует коммунистическая партия, под руководством которой отставшая и некультурная дореволюционная Россия превратилась в великую цветущую Страну советов!

Да здравствует товарищ Сталин — вождь и организатор мирового пролетариата, ведущий нас от победы к победе!

РОТЕРТ, СТАРОСТИН, АБАКУМОВ, ОСИПОВ