1935 год

Летучая арка

На 19-й шахте кончали проходку ствола, когда кто-то сказал, что разработку тоннеля будут вести не «бельгийским», а новым, еще неизвестным на Метрострое способом.

О новом способе никто ничего не знал. Слыхали только, что предложил его американский инженер Морган и что Московский комитет партии и тов. Каганович решили применить его на строительстве. Для опытной проходки выделили 19-ю шахту.

Комитет комсомола решил ознакомиться с новым способом. Созвали пленум и пригласили американского специалиста. В зале заседаний управления Метростроя развесили синьки с непонятными пока чертежами, поставили черную доску.

Секретари комсомольских ячеек, члены комитета сидели за покрытыми сукном столами. Перед каждым лежал развернутый блокнот. У доски стоял американский инженер Морган. Рядом с ним — переводчица.

Постукивая мелом о доску, Морган начал свой доклад. Он рассказал о новом способе крепления — способе, который носит название «летучей арки».

— Этот способ очень несложен, — говорил американец. — Передвижные железные домкраты и кружала заменяют постоянное деревянное крепление. В итоге мы получаем значительную экономию дерева и бетона и намного ускоряем проходку. 2 метра готового тоннеля в сутки можно дать без особого напряжения.

Последние слова Моргана вызвали оживление среди присутствующих. 2 метра готового тоннеля стоили того, чтобы над ними подумать.

Морган продолжал разъяснять сущность «летучей арки». Он переходил от развешанных на стене чертежей к доске, чертил схемы крепления… Переводчица объясняла.

Когда тов. Морган закончил, пленум дружными аплодисментами выразил свое одобрение новому способу.

В постановлении записали:

«Считать основным делом комсомола метро борьбу за новые методы проходки, в частности за метод инженера Моргана».

А секретарь Московского комитета комсомола тов. Шаширин в заключение сказал:

— Комитет комсомола метро будет расценивать работу комсомольской организации 19-й шахты по тому, как будет развернута борьба за «летучую арку».

Спустя несколько дней Морган повторил свой доклад на техническом совещании 19-й шахты. Он говорил, что разработки при помощи «летучей арки» уже утверждены Московским комитетом партии, что нужно приступать к подготовке.

Тут же на совещании сторонники бельгийского способа, в том числе и начальник шахты Прокофьев, выступили против «летучей арки». Она не пришлась им по душе, хотя никаких веских возражений они привести не могли. Было очевидно, что без борьбы здесь не обойтись.

Но новый способ уже имел своих горячих сторонников. Комсомольца-инженера Майрановского этот способ покорил сразу. Тоннельщик по специальности, он оценил все его выгоды и преимущества. А решение комитета комсомола обязывало его бороться за «летучую арку».

Майрановский прежде всего решил изучить новый способ. Он обратился к Моргану, и тот снабдил его чертежами и передал ему рукопись своего доклада.

Прошло несколько недель. На шахте будто забыли о новом способе. Только Майрановский долгими вечерами просиживал над американскими чертежами, осваивая «летучую арку».

На шахту прислали нового секретаря комсомольского комитета Володю Филиппова. Он пришел, имея специальное задание от секретаря Московского комитета комсомола Шаширина: добиться внедрения «летучей арки».

Филиппов сразу увидел, что «летучая арка» на 19-й шахте особыми симпатиями не пользуется. Никакой подготовки к проходке новым способом на шахте не вели. Оборудование — домкраты и железные кружала — не было даже заказано.

Филиппов договорился с секретарем партийного комитета Шаговым. Партком и комсомольская организация крепко взялись за подготовку. Комсомольцы шахты вместе с Манрановским чуть ли не ежедневно ездили на завод, где делали оборудование, нажимали, продвигали заказы.

Наконец оборудование было получено. Можно было составлять график работ, приступать к проходке. Но сменивший Прокофьева новый начальник шахты Стамм тоже не был большим сторонником «летучей арки». Он никак не мог решить — пустить ли проходку способом Моргана в сторону 18-й шахты, то ли в сторону 21-й.

Станция «Сокольники». Спуск на платформу

Тогда комсомольцы, договорившись с секретарем партийного комитета, пошли к заместителю начальника строительства тов. Абакумову. Здесь было решено, что «летучей аркой» пройдут весь участок 19-й шахты. Абакумов также обещал, что руководить участками и сменами будут лучшие инженеры, а Морган все время будет консультировать работу.

Казалось, все в порядке. Однако прошло еще две недели, а работа не начиналась, и только после вмешательства секретаря парткома метро тов. Матусова был назначен начальником участка «летучей арки» Фаерман, и выделены пять сменных инженеров.

Но комсомольцы времени зря не теряли. Пока вопрос о «летучей арке» обсуждался, пока шла подготовка на шахте, широко развернулась техучеба. Под руководством Майрановского и других инженеров рабочие изучали новый метод. Кружком бригадиров и десятников руководил Морган.

14 декабря, поздно ночью, в шахте собрались Морган, Филиппов, секретарь парткома Шагов. Работала смена Майрановского. Морган и Майрановекий еще раз проинструктировали ребят. Комсомолен Ильин взялся за домкрат. Спустя 15 минут первые четыре домкрата были уже установлены. Проходка началась. А в конце смены бригадир записал в бригадную тетрадь:

«Поставили первые четыре домкрата и раскрепили кровлю».

Проходка продолжалась. Заложили бурки, произвели отпалку. Взрыв слегка повредил один из домкратов. «Бельгийцы» (сторонники бельгийского способа) — заместитель начальника шахты Винцентини, сменные инженеры Клячкин и Попов — пророчили провал…

Это не смутило ребят. Комсомольцы продолжали осваивать проходку. Но освоение давалось нелегко: первое двухметровое кольцо верхнего свода разрабатывали трое суток. «Бельгийцы» продолжали издеваться. О «летающей арке», как презрительно называли новый способ, говорили всюду. Майрановскому и Филиппову не давали проходу.

Второе кольцо разрабатывали 36 часов, третье — сутки. Потом начали перевыполнять и американские нормы.

Комсомольцы работали быстро и точно. Сразу же за разработкой ставили кружала и клали бетон. Такая система требовала исключительной четкости. Комсомольцы следили за выдачей породы, подвозкой инертных материалов, подачей бетона. «Все звенья работы — под комсомольский контроль» — стало лозунгом комсомольцев 19-й шахты.

Когда приступили к разработке сводов, вдруг не оказалось чертежей креплений, данных Морганом. Винцентини распорядился вести разработку и крепить своды по собственным указаниям. Увидев это крепление, Морган схватился за голову. Потребовал чертежи и, узнав, что их нет, пошел прямо в партийный комитет.

— Мне ставят палки в колеса, — сказал он. — Помогите.

Партком и комсомольская организация вмешались в это дело. Чертежи быстро нашлись, и работу в дальнейшем повели правильно…

Работа в верхних штольнях наладилась. Надо было приступать к нижнему полукольцу. Возник вопрос, кого поставить на штроссы. Филиппов предложил бригаду Леши Павлова.

Начальник шахты Стамм возмутился:

— Ты мне еще грудных детей предложи! Куда таких зеленых ребят ставить?

Филиппов принялся его убеждать:

— Они прекрасные ребята. На проходке ствола они отлично работали даже по пояс в воде.

— Одного героизма мало, нужна квалификация!..

— Да ведь они все на «отлично» техэкзамен сдали, значит есть и квалификация.

Стамм все же сомневался. Только вмешательство парторга помогло его убедить. 17 января сквозная бригада Павлова стала на штроссы.

С установкой первого кружала провозились несколько дней. Потом дело пошло. Январский план выполнили на 117 процентов.

Винцентини тогда сказал им:

— Каюсь, я не учел ваших возможностей, ребята. С такими работниками можно любой метод одолеть…

За шесть месяцев комсомольцы прошли способом «летучей арки» 768 метров.

Когда уже закапчивали проходку, Майрановский, перешедший к тому времени на щит, как-то спросил Моргана о его методе. Морган ответил:

— Простите, но это не мой метод и не американский. Это — комсомольский метод!..