1935 год

Этапы строительства

По характеру, темпам и объемам работы строительство первой очереди метро можно разделить на четыре этапа.

Первый этап (конец 1931 и весь 1932 год) был самым длительным. Это был период искания и определения технических способов и организационных путей строительства.


Делегаты VII съезда в первом поезде метро

В этот период была изучена геология Москвы, составлен эскизный проект, намечены основные технические способы производства работ, проведены иностранные и советские экспертизы проекта. Для уточнения технических способов работ был заложен опытный участок в 100 метров длиной. На участке от Комсомольской площади до Остоженки были заложены первые десять шахт.

Второй этап (1933 год) строительства развертывается после постановления ЦК партии об угольном Донбассе. Это решение, легшее в основу перестройки управления не только Донбасса, но и всех других советско-хозяйственных организаций, было положено в основу всей дальнейшей работы Метростроя. Промежуточные звенья — участки — были ликвидированы. Управление производством и техническое руководство перенесены непосредственно на шахты и дистанции. Аппарат управления Метростроя был реорганизован. Зарплата ведущих профессий и бытовые условия были улучшены.

Эти мероприятия, проведенные по предложению Л. М. Кагановича, создали все необходимые предпосылки для широкого разворота подготовительных работ и всей дальнейшей работы по строительству.

В течение этого года было заложено четырнадцать шахт кировского радиуса, организованы все четыре дистанции сокольнического радиуса и пять дистанций фрунзенского радиуса.

В этом году пройдено 600 погонных метров стволов (из общего количества 930 погонных метров). Кроме того пройдено 10 165 погонных метров штолен (из общего количества 25 629 погонных метров).

В итоге за этот год строительство подготовило широкий фронт работ по всей трассе. Однако в сравнении с общим объемом работ первой очереди было сделано еще очень мало. Так грунта было вынуто всего 13,6 процента общего количества. Бетона было уложено всего 7,2 процента. Тоннелей было вчерне закончено 4,2 процента.

Эти цифры говорят о слабых темпах развертывания строительства, плохом использовании механизмов и несовершенной организации труда.

Сроки выполнения заданных объемов работ находились под угрозой срыва.

Третий этап; (1934 год) был решающим на строительстве метро.

Перед нами стояла задача ликвидировать отставание и освоить в течение года колоссальные объемы работы, обеспечив при этом высокое качество строительства метро.

29 декабря 1933 года состоялось собрание Московского совета вместе с ударниками Метростроя и рабочими московских заводов и фабрик. На этом собрании выступил с речью Л. М. Каганович.

«В кратчайший срок усилить темпы земляных работ в 5 раз и темпы бетонных работ в 8-9 раз» — такова была программа дальнейшей работы, намеченная Лазарем Моисеевичем на этом собрании.

Мы хорошо помнили слова тов. Сталина о том, что «победа сама не приходит, ее притягивают за уши». И в тоннелях закипела горячая борьба по выемке грунта и кладке бетона. Ряды ударников-рабочих быстро пополнялись все новыми и новыми бойцами. Беспримерные образцы трудовой доблести показывала десятитысячная армия ленинского комсомола, работавшая в наших шахтах и тоннелях. Широко развернувшееся в шахтах и дистанциях социалистическое соревнование, помощь строительству всей пролетарской Москвы и каждодневное, практическое руководство товарищей Кагановича, Хрущева и Булганина обеспечили успешную перестройку всей нашей работы.

Темпы выемки грунта и укладки бетона стали нарастать из месяца в месяц, и победа была одержана. Блестящий итог 1934 года выражается в следующих цифрах: вынуто грунта 1 250 тысяч кубометров (84,5% всего объема первой очереди), уложено бетона 749 тысяч кубометров (88% общего задания), сооружено готового тоннеля 15,6 километра (94,5% задания).

Таким образом работы по выемке грунта возросли в 6 1/2 раза, а по укладке бетона — в 12 раз.

И это решило победу.

Но не только объемы, а в одинаковой мере и качество работы определяли наши успехи.

«Построить лучший в мире метрополитен» — такой лозунг поставили трудящиеся столицы перед коллективом строителей.

Товарищи Каганович, Хрущев, Старостин, Ротерт и Абакумов среди ударников метро

Вопрос о качестве особенно резко стоял в этом году при широком развороте основных строительных работ. В это время посетил наше строительство председатель Совнаркома СССР тов. Молотов, с особой силой указавший на недостатки нашей работы.

Качество бетонных работ и надежность гидроизоляции — вот те основные звенья в борьбе за качество, на которые указали нам руководители Московского комитета партии и Моссовета. И в этом направлении коллектив строителей сумел быстро достигнуть больших и подлинных успехов.

Четвертый этап (январь-апрель 1935 года) был решающим в отношении выполнения больших монтажных и отделочных работ, художественного оформления всех станций и вестибюлей.

Эта задача была новой для наших строителей. Надо было организовать большой коллектив квалифицированных монтажников по кабелям, тяговым и понизительным подстанциям, эскалаторам, сигнализации, централизации и блокировке, связи, освещению, вентиляции и санитарно-техническим установкам.

Мы справились с этой работой при помощи лучших монтажных организаций Союза: Электропрома, Весосбытмонтажа, завода «Сирокко» и механических заводов № 1 и № 2. В монтаже эскалаторов большую помощь оказал нам секретарь Московского комитета партии Н. С. Хрущев.

Очень остро стоял вопрос об отделке и архитектурно-художественном оформлении станций и вестибюлей. В короткий срок необходимо было уложить 21 тысячу квадратных метров мрамора, 45 тысяч квадратных метров плиток и обработать штукатуркой общую площадь в 103 тысячи квадратных метров. Только благодаря исключительной помощи и непосредственному участию в разрешении этих вопросов товарищей Кагановича, Хрущева и особенно Н. А. Булганина нам удалось выполнить эти работы в сроки, не имеющие никаких прецедентов в строительной практике. Наши комсомольцы — недавние землекопы, проходчики, бетонщики, изолировщики — на ходу переквалифицировались в мраморщиков и плиточников и с энтузиазмом стали одевать наши станции в мрамор и гранит. Руководили этой работой лучшие архитектурные силы Союза.

Параллельно в этот период шли проверка всех агрегатов и подготовка персонала подземной дороги в процессе пробной эксплоатации.

И первое испытание нашего метрополитена прошло с честью.