1935 год

Введение

Н. М. Комаров Джорож Морган
инженер Американский инженер

Что ощущает пассажир, впервые попавший на станцию «Библиотека Ленина»? Прежде всего его поражает объем станции. Затем его взгляд задержится на богатой отделке свода и стен, залитых морем света, излучаемого многочисленными световыми точками, живописно расположенными на гордо поднятом своде. Внимание пассажира привлекут мрамор и отделка лестниц, колонн подземных вестибюлей и переходов.

Читатель должен знать, что все это великолепие явилось результатом напряженной и порою тяжкой борьбы с трудностями. Производство работ закрытым способом при таком мелком заложении тоннеля наложило свой отпечаток и на конструкцию и на способ изоляции станции от сырости. Сыпучий грунт, в котором расположен свод станции, крайняя близость домов к тоннельной разработке и приток грунтовых вод создали трудности, заставившие проектировщиков предельно сжать конструкции станции, сохранив при этом необходимые внутренние размеры.

Станция «Библиотека Ленина» отличается от всех станций, построенных закрытым способом, тем, что она имеет один общий свод, перекрывающий весь пролет станции, т. е. все пространство, занятое обоими путями метро и пассажирской платформой. Кроме того расположение станции по трассе первой линии метрополитена также выделяет эту станцию от всех остальных; она расположена на пересечении двух радиусов метрополитена — арбатско-покровского и кировско-фрунзенского — это первая и пока единственная пересадочная станция.

Расположение и назначение станции обязывало нас делать ее такой, чтобы она в архитектурном отношении соответствовала бы грандиозным архитектурным памятникам Ленину — зданию Библиотеки Ленина, а впоследствии и Дворцу советов.

Какие соображения заставили нас сделать станцию односводчатой? Они диктовались прежде всего незначительной шириной проезда между домами, которая в свою очередь потребовала соответственно и наименьшей ширины подземной разработки. Мелкое заложение станции — в среднем 11 метров от земной поверхности до уровня пассажирской платформы — вызывалось тем, что станция расположена на переходном участке от закрытого способа работ к открытому, траншейному.

На выбор типа станции повлияли также и грунтовые условия и необходимость производить работу закрытым способом, чтобы не нарушать уличного движения. На участке, где выстроена станция, после насыпного культурного слоя идет слой песка толщиной в 3-4 метра. Под песками залегают моренные глины такой же примерно мощности, затем — подморенные пески и наконец на глубине 15-18 метров — карбонные плотные глины. Таким образом стены станции своей подошвой расположились на карбонной глине, а своими вертикальными гранями оперлись в моренные глины.

Если представить себе, что громадная выработка для обделки станции находится на сравнительно незначительной глубине от поверхности мостовой — всего от 3,5 метра до 2 метров — и располагается в сыпучих грунтах, то станет ясным, какие трудности пришлось преодолеть строителям, чтобы сохранить дома, расположенные у края тоннельной выработки: фундаменты домов почти нависали над штольней.

Трудности остались позади, станция выстроена. Сегодня пассажир, приехавший в поезде метро, выходит на платформу станции «Библиотека Ленина» и переходит в подземные вестибюли — северный или южный, расположенные по концам станции. Поднимаясь по широким лестницам этих вестибюлей, пассажир входит в павильоны, которые расположены для северного конца станции — на углу улицы Коминтерна и для южного конца — у старого здания Библиотеки Ленина. Через подземные помещения северного вестибюля по специальным лестницам, ведущим на платформу станции «Улица Коминтерна» арбатского радиуса, производится пересадка с кировско-фрунзенского радиуса на арбатско-покровский.

Из строителей станции особенно запечатлелся в нашей памяти покойный профессор Семен Николаевич Розанов. Энтузиаст метростроения, знаток и ценитель именно таких конструкций, как станция «Библиотека Ленина», он был блестящим практиком и сочетал в себе большую эрудицию с разносторонним опытом проектировщика, строителя и тоннельщика.

Смерть его в самый разгар работ была тяжелой потерей для московского метрополитена и в особенности для нашей станции.

Всякий, попавший на станцию «Библиотека Ленина», прежде всего остановит свой взгляд на ее архитектурном оформлении. Все это оформление является детищем архитектора Александра Иосифовича Гонцкевича.

Общий вид станции «Библиотека Ленина»

Этот человек с пламенной энергией, присущей молодежи, работал и отдавал все свои силы, весь свой опыт и весь свой талант этому делу. Неожиданная смерть вырвала его из наших рядов в тот момент, когда уже завершены были все работы по отделке станции. Он не дожил нескольких дней до пуска первых поездов метро, до торжества нашей общей и своей победы.

Много инженеров и техников хорошо поработало на проектировке станции, но среди них особо выделяется инженер Горелик Л. И., давший образцы изящного сочетания тоннельных конструкций, инженер Каплан Л. Д., добившийся многого тщательным изучением теории строительства тоннельных сооружений. Инженер Каплан запроектировал тот самый гигантский подземный свод, который сейчас так украшает станцию. Основные рабочие чертежи станции были выполнены техником С. И. Корецкой.

Проект был составлен и проработан тщательно и удачно, производственникам оставалось лишь претворить его в жизнь.

Трудности были большие. Но непреклонная воля, энергия, хладнокровие и героизм коллектива во главе с начальником шахты № 7-8 инженером А. И. Барышниковым сделали свое дело. Спаянный коллектив строителей, уверенный в повседневной помощи Московского комитета партии и Л. М. Кагановича, довел дело до конца, выйдя с честью из всех самых затруднительных положений. Станция «Библиотека Ленина» — этот прекрасный подземный памятник великому пролетарскому вождю — прочно заложен под землей.

Недалеко то время, когда многочисленные линии московского метрополитена избороздят подземную Москву и свяжут отдаленные окраины Москвы с центром и между собой. Людские потоки польются к светлому источнику мысли — Библиотеке Ленина. И мы, проектировщики и все строители станции, вправе будем гордиться тем, что наше сооружение, являющееся пересадочным пунктом на будущий проспект Ильича, достойно будет украшать прекраснейшую из улиц мировой пролетарской столицы.