Ташкентский метрополитен

Первая очередь Ташкентского метрополитена, названная Чиланзарской линией, протяженностью 12,1 км с девятью станциями была введена в строй действующих 6 ноября 1977 г. К 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Ввод первого участка от станции Сабира Рахимова до станции Октябрьской Революции связал центр города с юго-западной промышленной зоной и жилым массивом Чиланзар и значительно улучшил транспортное обслуживание населения.

Схема линий Ташкентского метрополитена

Строительство Ташкентского метрополитена велось впервые с учетом высокой сейсмичности и наличия просадочных грунтов. Именно поэтому были разработаны и внедрены сейсмостойкие конструкции станций и перегонных тоннелей из сборных железобетонных элементов с антисейсмическими узлами.

Вторая очередь Чиланзарской линии протяженностью 4,5 км с тремя станциями сооружалась в течение 3 лет и была введена в строй с опережением сроков на 5 мес ко Дню строителя в 1980 г. С пуском второго участка общая протяженность Чиланзарской линии составила 16,6 км с двенадцатью станциями.

В 1971 г. было начато строительство второй линии Ташкентского метрополитена. Первый пусковой участок от станции Навои до станции Ташкент протяженностью 5,5 км с пятью станциями был пущен досрочно в декабре 1984 г. К 60-летию образования Узбекской ССР и Компартии Узбекистана.

Введенный в эксплуатацию первый участок новой Узбекистанской линии позволил обеспечить надежной транспортной связью центр города с железнодорожным вокзалом и через посадочный узел Навои — Пахтакор соединил Чиланзарскую и Узбекистанскую линии.

На новых станциях метро: Навои, Узбекистанская, Проспект Космонавтов, Айбек и Ташкент в отделке и архитектурном оформлении широкое применение получили декоративная керамика и художественное стекло, которые в сочетании с традиционным мрамором и гранитом создали национальный колорит и выразительность. Измерительный рисунок, тематичность, историческая тематика делают ташкентский метрополитен одним из красивейших метрополитенов мира.

С пуском в эксплуатацию первой очереди Узбекистанской линии общая протяженность Ташкентского метрополитена составила 20,2 км с семнадцатью станциями (рис. 7). В настоящее время закончено строительство по продолжению Узбекистанской линии в юго-восточном направлении в район городка Авиастроителей. Ввод в эксплуатацию осуществлен в 1987 г. Разрабатывается также проект по продлению линии в северо-западном направлении в сторону жилого массива Каракамыш. Согласно генеральной схеме развития метрополитена в г. Ташкенте к 2010 г. будут действовать три линии метро общей протяженностью более 50 км.

За успешное выполнение коллективом социалистических обязательств, взятых к 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина, коллективу Ташкентского метрополитена в 1980 г. присвоено имя В. И. Ленина.