Шахтный подъем и надшахтный горный комплекс

Комплекс оборудования и устройств, обеспечивающих производство работ по спуску и подъему грузов по шахтным стволам, называют подъемом. По назначению подъем может быть грузовой или грузолюдской, по сроку службы — временный (проходческий) и постоянный (на весь период строительства).

Каждый шахтный подъем имеет подъемную машину (рис. 68), барабаны которой соединены канатами с подъемными сосудами (клетью, скипом, бадьей); шахтный копер и копровые шкивы для направления канатов в ствол. При вращении барабанов подъемной машины один канат навивается, а другой свивается с них, благодаря чему происходит одновременный подъем одной клети и спуск другой.

При строительстве метрополитенов мелкого заложения применяют только грузовой подъем. Все работающие спускаются по лестничным спускам.

При строительстве метрополитенов глубокого заложения применяют вертикальный грузолюдской клетевой подъем.

При клетевом подъеме погрузочно-разгрузочные операции производятся на приемных (посадочных) площадках надшахтного горного комплекса, на нулевом горизонте и в околоствольном дворе. Нулевым горизонтом называют приемную (в отдельных случаях она может быть и посадочной) площадку, расположенную на уровне земли, т. е. устья ствола. На всех площадках устанавливают предохранительные решетки, которые так сблокированы с сигнализацией подъема, что при открытой решетке отправление клети невозможно. Во время работы клетевого подъема на приемной площадке надшахтного комплекса постоянно находится рукоятчик, а в околоствольном дворе — стволовой.


Рис. 68. Подъемная машина:
1 — барабан; 2 — редуктор; 3 — электродвигатель; 4 — пульт управления


Рис. 69. Схема бадьевого подъема при проходке стволов:
1 — эстакада; 2 — копер; 3 — помещение подъемной установки; 4 — подвесной полок; 5 — подвесная люлька для насосов

Работы по проходке шахтных стволов обслуживает проходческий бадьевой подъем (рис. 69). Различают одно— и двухбадьевые подъемы. При однобадьевом подъеме в движении находится одна бадья, а вторая в это время заполняется породой. Перецепка бадей допускается только в забое. При двухбадьевом подъеме бадью, поднятую на поверхность, разгружают, а вторую (порожнюю) бадью в забое отцепляют и вместо нее навешивают третью бадью, заполненную породой.

Бадьи применяют при проходке и углублении стволов шахт для спуска-подъема людей и транспортирования породы, материалов и оборудования. Бадья состоит из сварного стального кузова бочкообразной формы высотой не менее 1 м и дуги. Бадью подвешивают к канату с помощью подвесного (прицепного) устройства на дуге. Вертикальный грузолюдской подъем (рис. 70) оборудуют клетью (рис. 71), которая представляет собой сварной металлический каркас, обшитый по бокам стальными листами.


Рис. 70. Схема клетевой подъемной установки:
1,9 — клети; 2 — надшахтный горный комплекс; 3 — направляющие (копровые) шкивы; 4 — подъемные канаты; 5 — подъемная машина; б — здание подъемной машины; 7 — шахтный копер; 8 — околоствольный двор; 10 — нулевой горизонт.


Рис. 71. Одноэтажная клеть:
1 — вагонетка; 2 — каркас; 3 — зубчатые захваты парашюта; 4, 5, 6 — система тяг и рычагов парашюта; 7 — подвесное устройство; 8 — коуш

Для плавного движения подъемных сосудов параллельно оси ствола шахты применяют металлические или деревянные проводники, закрепленные вдоль ствола. По проводникам движутся направляющие устройства — башмаки (лапы), закрепленные на подъемных сосудах.

Клети, служащие для спуска и подъема людей, имеют специальные устройства — парашюты, которые обеспечивают автоматическую остановку клети при обрыве каната. Посадку в клеть шахтного подъема разрешают рукоятчик (наверху) или стволовой (внизу). После подачи сигнала об отправке клети входить в нее воспрещается. Выходить из клети можно после полной ее остановки и открывания дверок стволовым или рукоятчиком.

При проходке ствола в его забой спускаются по лестничному отделению или в бадье.

Опускаться в забой по тюбингам, временной крепи или по лесоспускному отделению ствола запрещено.