Комплексная механизация работ при сооружении тоннелей метрополитенов

В метростроении, как я в других отраслях строительства, применяют частичную и комплексную механизацию. В условиях частичной механизации машины и механизмы применяются при выполнении главным образом наиболее тяжелых и трудоемких работ, при этом доля ручного труда остается существенной. При комплексной механизации основные и вспомогательные производственные процессы технологического цикла механизированы, а доля ручного труда относительно невысока.

Комплексная механизация осуществляется на основе рационального подбора машин и оборудования, обеспечивающего их работу во взаимно согласованных режимах, увязанных по производительности и условиям наилучшего выполнения технологического процесса.

Комплексы проходческого оборудования выбирают и устанавливают с учетом производственных условий, в которых должны работать последовательно соединенные технологические машины, составляющие комплекс. Основное требование к комплексу оборудования— обеспечить безопасное выполнение работ в определенных условиях заданными темпами при наименьшей трудоемкости и стоимости.

В составе комплекса выделяют головную (ведущую) машину, технические возможности которой определяют производительность комплекса и темп производства работ. Как правило, головными машинами проходческого комплекса являются щиты (преимущественно механизированные), реже их роль играют укладчики обделки. Кроме головной машины, в состав комплекса входят комплектующие механизмы (устройства) для возведения обделки, погрузки разработанной .породы в транспортные средства, подачи материалов к щиту, нагнетания раствора за обделку и разминовки транспортных средств. По длине тоннеля такие проходческие комплексы имеют протяженность до 60 м.

Современные механизированные щитовые проходческие комплексы являются наиболее эффективным средством комплексной механизации производственных процессов при сооружении тоннелей в различных инженерно-геологических условиях. Применение этих комплексов исключает непосредственный контакт рабочего с забоем, полностью механизирует процессы разработки, погрузки и транспортировки породы, обеспечивает высокие скорости проходки.

На строительстве метрополитенов в нашей стране используют несколько типов проходческих комплексов.

Комплекс КМ-НГп с гидроприводом (и комплекс КМ-14А с электроприводом) включает в себя укладчик обделки, тележку для нагнетания с подвижной платформой. Комплекс предназначен для проходки перегонных тоннелей со сборной обделкой в устойчивых грунтах (без щита).

Частично механизированный комплекс КМ-22 (КМ-34), включающий в себя щит ЩН-1х (ЩН-lc), укладчик обделки, тележки для нагнетания и подвижную платформу, обеспечивает проходку перегонных тоннелей со сборной обделкой в грунтах средней крепости.

В состав механизированного комплекса КТ 1-5,6 входит щит такой же марки, конвейерный укладчик обделки, транспортный мост и технологическая платформа. Комплекс предназначен для проходки перегонных тоннелей со сборной обделкой (в том числе железобетонной, обжимаемой в грунт) в сухих глинах.

Механизированный комплекс КТ5, 6Д2 включает в себя щит такой же марки со сменными рабочими (исполнительными) органами избирательного действия и средствами удержания забоя (выдвижными шандорами), челюстную погрузочную машину, укладчик элементов обделки, устройство для обжатия сборной обделки, транспортный мост, рольганг, технологические платформы и оборудование для нагнетания раствора за обделку. Комплекс применяют для проходки перегонных тоннелей со сборной обделкой в смешанных грунтах (песках, супесях, суглинках, глинах обычных и твердых типа известняков).

В механизированный комплекс ТЩБ-7 входят щит ЩБ-7, секционная металлическая опалубка и самоходный механизм для ее перестановки, прессующее кольцо, транспортный мост, передвижная платформа, пневмобетоноподатчики и бетоноводы. Комплекс предназначен для проходки перегонных тоннелей с монолитно-прессованной бетонной обделкой в песках естественной влажности.

При работе щитов и блокоукладчиков необходимо строго соблюдать требования, установленные правилами безопасности. Передвижение щитов и укладчиков обделки производят под руководством лиц технического надзора ив присутствии маркшейдера. Во время передвижения укладчика нахождение под ним людей не допускается. Находиться между забоем (щитом) и укладчиком во время подъема тюбинга или блока запрещено. При укладке лотковых тюбингов (блоков) нельзя стоять возле торца установленного тюбинга (блока) и направлять устанавливаемый. Не разрешается очищать рукой торцовую или фланцевую поверхность при подведенном для установки тюбинге (блоке). При наличии переносных кронштейнов под рельсовые опоры для передвижки укладчика на катках (колесах) они должны быть установлены на каждом кольце обделки с обеих сторон тоннеля и прочно закреплены. На всех концах рельсовых опор должны стоять упоры. Запрещается снимать рычаг (руку) укладчика с тюбинга до установки его на место и прочного закрепления не менее чем на три болта.

Пылеподавляющие или пылеулавливающие устройства включают в работу до пуска рабочего органа щита.

Монтаж сборной обделки с последующим обжатием ее в породу выполняют лод защитой хвостовой части оболочки щита.

В случае остановки щита нельзя оставлять кольца обделки в необжатом состоянии за пределами оболочки. В процессе обжатия кольца обделки в породу нахождение людей в пределах обжимаемого кольца запрещено.

В зонах действия фрезерного или экскаваторного рабочего органа, погрузочной машины, выдвижных площадок и балок при их перемещении, рольганга, крана-перегружателя не должны находиться люди.

В зоне проходческого комплекса для прохода к щиту устроены с левой и правой стороны трапы и лестницы.