Краткая характеристика способов работ

Проходка перегонных и станционных тоннелей метрополитенов, соединительных веток и тоннелей другого назначения в крепких устойчивых грунтах с коэффициентом крепости 1,5 и выше (III и IV категорий по СНиП), а также в скальных грунтах, разрабатываемых буровзрывным способом, осуществляется в основном с раскрытием забоя на полное сечение с применением сборной обделки, собираемой специальным укладчиком непосредственно у забоя (в отдельных случаях могут быть применены монолитная бетонная или железобетонная обделки). Необходимыми для применения этого способа условиями являются: наличие кровлеустой-чивых пород достаточной мощности и отсутствие со стороны забоя сильного горного давления на крепь. Проходку в таких условиях можно вести способом сплошного и ступенчатого забоя, уступным способом, способом пилот-тоннеля.

Раскрытие забоя на полное сечение с одновременным возведением тоннельной обделки позволяет механизировать весь процесс сооружения тоннеля: применять высокопроизводительные механизмы для сбуривания забоя, погрузки и уборки грунта, использовать большегрузные вагонетки и электровозы или автомобильный транспорт, полностью механизировать процесс сборки обделки, параллельно с проходкой вести гидроизоляционные работы и подготовку тоннеля к монтажным работам. Все это позволяет повысить производительность труда на наиболее трудоемких процессах и ускорить строительство тоннелей. До начала проходки тоннеля раскрытием на полное сечение выполняют ряд подготовительных работ: сооружают камеру для размещения укладчика обделки, монтируют укладчик, сооружают технологический отход (участок тоннеля, где монтируют проходческое оборудование), прокладывают коммуникации для сжатого воздуха, воды, водоотлива, монтируют электрические кабели и устройства для электровозной откатки. Место расположения камеры для монтажа укладчика при закрытом способе работ выбирают вблизи шахтного ствола с учетом удобства транспортирования грунта и материалов. При закрытом способе работ на мелком заложении блокоукладчик монтируют в котловане станции, у места сопряжения его с тоннелем.