Эскалаторные тоннели и вестибюли в общем комплексе сооружений станций глубокого заложения

Наклонные эскалаторные тоннели и вестибюли являются главными сооружениями, связывающими станции глубокого заложения с поверхностью или подуличными переходами. Размещаемые в наклонных тоннелях эскалаторы служат для спуска и подъема пассажиров, в вестибюлях располагают кассовый зал, контрольно-пропускные пункты и служебные помещения. Верхние площадки эскалаторов находятся на уровне тола вестибюля, а нижние, как правило,— на уровне станционных платформ.

К сооружениям эскалаторного подъема, помимо наклонного тоннеля, относятся машинное помещение приводных механизмов эскалаторов, располагаемое под вестибюлем, оголовок, связывающий наклонный тоннель с машинным помещением, и камера для размещения натяжных устройств эскалаторов, располагаемая в уровне подплатформенных помещений станции (рис. 140).

В наклонном тоннеле монтируют три или четыре эскалатора. Продольную ось наклонного тоннеля располагают под углом 30? к горизонту, а в плане почти всегда принимают совпадающей с продольной осью станции.


Рис. 140, Основные сооружения эскалаторного подъема:
1 — натяжная камера; 2 — наклонный тоннель; 3 — оголовок; 4 — машинное помещение: 5 — сопряжение наклонного тоннеля с натяжной камерой; 5 — участок примыкания станционного тоннеля

Вестибюли бывают наземные и подземные. На станциях с наземными вестибюлями эскалаторы поднимают пассажиров до уровня земной поверхности. Такие вестибюли сооружают в виде отдельно стоящих павильонов или располагают в первых этажах существующих или строящихся зданий. Помимо кассового зала и служебных помещений, вестибюли часто имеют специально выделенный эскалаторный зал. Подземные вестибюли устраивают при наличии подуличных переходов, т. е. когда вестибюли должны принимать пассажиров с обеих сторон улицы либо с нескольких участков большой площади или сложных уличных пересечений.

Как все ответственные сооружения, пересекающие разнородные, в том числе неустойчивые обводненные грунты, и, следовательно, требующие надежной гидроизоляции, наклонные тоннели сооружают с обделкой из чугунных тюбингов. Такую же обделку в большинстве случаев —имеют и натяжные камеры. С наклонными тоннелями они сопрягаются монолитной железобетонной конструкцией с металлоизоляцией или специальными веерными кольцами.

Наружный диаметр обделки тоннеля для трех эскалаторов 7,5 м. Если эскалаторный тоннель имеет вентиляционный канал, то используют эллиптическую обделку из тех же тюбингов и двух дополнительных специальных тюбингов на каждое кольцо, устанавливаемых на уровне горизонтального диаметра и образующих вертикальную вставку высотой 0,6 м. Обделку четырехленточного наклонного тоннеля собирают из тюбингов наружным диаметром 9,5 м.

Натяжная камера имеет эллиптическое сечение с увеличенным на 1 м вертикальным размером. Это позволяет размещать в нижней ее части фундаменты натяжных устройств эскалаторов.

К внутритоннельным конструкциям в наклонных тоннелях относятся фундаменты под металлоконструкции эскалаторов, лестницы и водозащитные зонты.

Основной несущей конструкцией фундаментов под металлоконструкции эскалаторов являются поперечные железобетонные плиты с предварительно напряженной арматурой. Плиты укладывают на боковые опоры из монолитного бетона, при этом образуется сплошное наклонное перекрытие вдоль всего тоннеля.

На поверхности фундаментных плит по продольным их кромкам предусмотрены стальные закладные детали для стоек-компенсаторов под прогоны ферм эскалаторов. Стойки-компенсаторы (короткие куски швеллера) приваривают к закладным деталям плит, а к ним, в свою очередь, с высокой точностью по маркшейдерским отметкам приваривают продольные прогоны из уголковой стали, по которым спускают фермы эскалаторов. Прогоны служат постоянным основанием эскалаторных ферм.

Лестницы устраивают в проходах между эскалаторами, по бокам тоннеля и в нижней лотковой части. Боковые лестницы делают со ступенями из монолитного бетона, а промежуточные и лотковую собирают из предварительно изготовленных лестничных блоков (по 4-5 ступеней в блоке).

Водозащитные зонты, как и на станциях, монтируют обычно из асбоцементных панелей (картин), подвешиваемых к тюбинговой обделке на шпильках. Концы нижних картин примыкают к асбоцементным желобам, подвешенным с боков тоннеля. По этим желобам вода отводится в натяжную камеру.